четверг, 15 января 2015 г.

Об эмоциональном выгорании и источниках вдохновения для педагогов

                                           «Если мы сами ответственны за то,
                                           что происходит в нашей жизни,
                                           то мы, и только мы одни,
                                           в силах изменить это»./ Ирвин Ялом

Так уж сложилось, что работа педагога - это мастерство, требующее больших энергетических вложений. Нужно передавать свой опыт в процессе непосредственного общения с людьми, зажигать искорки в умах подрастающего поколения, вкладывать в дело частичку своей души. Ни для кого не секрет, что труд преподавателей и воспитателей требует особой подготовки, а также непрерывного самообразования. Но речь сейчас немного не об этом. Обратимся к истории, которая произошла с одной нашей коллегой, которая работала в одной из столичных школ. 

    Речь пойдёт о молодой учительнице русского языка и литературы. Назовём её Елена Васильевна. В детстве она всегда любила читать книги. Научилась она этому в три года, а потом это её увлечение захватило её настолько, что стало смыслом её жизни. Ещё в пятом классе у рыжеволосой веснушчатой Леночки появилась мечта. Ей представлялось, что она проводит урок литературы в лицее. Как она стоит у доски уже совсем в другом качестве, рассказывает ученикам о характере персонажей любимых книг, проверяет изложения. Прошли годы… Елена приучила себя быть дисциплинированной, всегда вовремя сдавать работы, заблаговременно готовилась к экзаменам, проявляла инициативу сначала в школе, а затем и на филологическом факультете МГУ им.Ломоносова. После окончания учёбы ей была предложена должность в одной из самых престижных гимназий города Москвы. Молодой преподаватель Елена Васильевна была одной из самых лучших педагогов. Она не просто качественно передавала школьникам свои знания, но и выступала на городских конференциях, публиковалась в научных журналах, проводила семинары для своих коллег и принимала участие в конкурсах. Казалось бы, сбылась её мечта. В её жизнь пришёл успех. Однако он требовал от неё большой отдачи. Через пять лет активной профессиональной деятельности Елена Васильевна стала замечать, что работа больше не приносит ей радости. Все выходные учительница проводила в написании новых статей и проверке тетрадей. В гимназии она задерживалась допоздна потому, что не успевала выполнить необходимый объём работы за отведённое время. По приходу домой уже ни на что не хватало сил. Настроения не было. Часто мучила бессонница и головные боли. На протяжении рабочего дня Елена Васильевна раздражалась по мелочам и стала повышать голос на детей. Она попробовала взять небольшой отпуск, однако по возвращению из поездки ничего не поменялось…

   К продолжению этой истории мы вернёмся позднее. Возможно кто-то из вас или ваших близких людей на определённом жизненном этапе находился в подобной ситуации. Постоянная усталость от работы и ежедневные энергетические потери привели к Елену Васильевну к эмоциональному выгоранию. Этот термин был предложен американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 70-х годах прошлого столетия для того, чтобы обозначить состояние, характеризующееся нарастающим равнодушием по отношению к своим обязанностям на работе и тому, что на  ней происходит. В дальнейшем это приводит к различного рода заболеваниям и расстройствам личности. Он отмечал, что таким изменениям чаще всего подвержены те специалисты, которые работают с людьми, часто испытывают стресс и напряжение.

   Для того, чтобы предупредить возникновение эмоционального выгорания, важно владеть информацией о его признаках. В современной науке существует множество подходов к описанию данного феномена. Остановимся на одном из них. Немецкий психолог М.Буриш рассматривает это состояние как многоступенчатый процесс и выделяет следующие фазы его развития:
1.     Предупреждающая фаза.
2.     Снижение уровня своего участия в работе.
3.     Эмоциональные реакции.
4.     Деструктивное поведение.
5.     Психосоматические проявления со снижением иммунитета.
6.     Разочарование и негативная жизненная установка.

   Изначально человек может и не осознавать что с ним происходит. На первой фазе специалист проявляет много инициативы в работе, очень старается быть лучшим во всём. Затем он пренебрегает отдыхом, реже общается с близкими, по выходным берёт работу на дом, как это и происходило с Еленой Васильевной. Затем напряжённый ритм даёт о себе знать в виде усталости, нарушений сна, ощущения разбитости.
                         "И скучно и грустно, и некому руку подать
                         В минуту душевной невзгоды...
                         Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
                        А годы проходят - все лучшие годы". /М.Лермонтов
На втором этапе сотрудник начинает испытывать раздражение от общения с коллегами, отказывается помогать им, может начать винить окружающих в собственных неудачах, проявлять безразличие и цинизм к людям. В этот период он уже без желания выполняет свои обязанности, работает не из любви к профессии, а только чтобы получить зарплату. При этом появляется зависть к другим и другие эгоистичные чувства.
Третья фаза эмоционального выгорания характеризуется выраженным эмоциональным спадом, апатией, депрессивным настроением, может сопровождаться чувством вины, страхами. По отношению к окружающим возможны всплески агрессии, отсутствие терпимости, недоверие, возрастает конфликтность.
На четвёртом этапе у человека страдает интеллектуальная сфера в виде неспособности выполнить трудные задания, затруднённости мышления и блокировки творческого потенциала. Может страдать концентрация внимания, появляется рассеянность. При этом мотивация к труду значительно снижена и специалист работает “для галочки”. С таким человеком становится очень тяжело общаться, он и сам по возможности избегает контактов с людьми. В разговоре он старается не вспоминать о работе. При этом имеет место отказ от прежних увлечений, тоскливое настроение и скука.
На пятой фазе реагирует тело человека. Специалист заболевает. Это может проявляться по-разному: скачки давления, головные боли, нарушения сна, учащённое сердцебиение, расстройства пищеварения, ломота в суставах, острые респираторные заболевания в связи с падением иммунитета.
На шестой фазе у человека возникают чувства отчаяния, беспомощности и потеря смысла жизни. Его уже больше ничего не радует.

Познакомившись с содержанием всех этапов эмоционального выгорания, предложенных М.Буришем, мы сможем легко определить на каком из них находилась Елена Васильевна. Есть вероятность, что кто-то читая описание фаз, узнал себя в прошлом.

Теперь, когда мы можем осознанно подойти к этому вопросу, целесообразно задуматься о тех способах, которые помогут нам качественно выполнять свою работу и при этом сохранять ощущение радости бытия и наполненности жизни. Начнём с самых простых вещей, с которыми знакомы большинство из нас.

27 СПОСОБОВ ПРЕДОТВРАТИТЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ:

1)     полноценный сон;
2)     прогулки на свежем воздухе;
3)     поездки на природу;
4)     употребление фруктов, овощей и зелени;
5)     ужин вне дома (кафе, ресторан);
6)     травяные чаи;
7)     чтение интересной книги;
8)     наведение порядка в вещах и делах;
9)     планирование рабочего времени;
10)  контроль над дыханием;
11)  музыка;
12)  чтение позитивных аффирмаций (утверждений);
13)  общение с близким по духу человеком;
14)  помощь другим людям;
15)  путешествия;
16)  занятия йогой;
17)  физические упражнения и фитнес;
18)  купание в море;
19)  посещение бассейна, сауны, ванны
с пеной и ароматическими маслами;
20)  танцы;
21)  занятия творчеством;
22)  фотосессия с профессионалом;
23)  общение с домашними животными (особенно с кошками);
24)  массаж;
25)  сидение у костра;
26)  снижение важности событий;
27)  визит к психологу.

Вы можете выбрать из этого списка то, что подходит именно вам. Вот несколько комментариев к вышеизложенному, которые возможно окажутся для вас полезны. Например, что касается пунктов №8 и №9. Изначально рекомендуется навести порядок во внешнем пространстве, сделать уборку дома и в рабочем кабинете. Наверняка там есть те вещи, которые совсем вам не нужны. Затем целесообразно почитать следующие книги:
1.Стивен Кови «7 навыков людей высокоэффективных людей»;
2.Брайан Трейси «21 способ повысить личную эффективность»;
3.Глеб Архангельский «Как успевать жить и работать».
    Можно было бы написать очень большой список литературы, однако в этом нет смысла. Главное не в том, прочтёте вы их, или нет, а в том, готовы ли вы прямо сейчас менять свою жизнь  в лучшую сторону. Это не произойдёт за один день, однако если вы начнёте действовать, первые изменения не заставят ждать.
Пункт №13 кому-то из вас покажется маловажным. Тем не менее, это один из самых незамысловатых способов привести в норму своё эмоциональное состояние. Как вы думаете, с чего начинается человеческая жизнь? Что делает новорожденный как только появляется на свет? Правильно, он делает свой первый вдох. В напряжённых ситуациях, когда мы дышим грудью, есть риск появления спазмов в межрёберных мышцах. Вот почему нужно уделять особое внимание правильному дыханию. Самый простой совет – дышите животом. Вначале бесшумно вдыхаем через нос и одновременно надуваем живот, затем медленно выдыхаем через рот. Именно такой тип дыхания способствует максимальному обогащению организма кислородом и ускорению обмена веществ.
    Целесообразно сделать небольшой комментарий к пункту №26. Зачастую люди склонны преувеличивать значение отдельным повседневным мелочам. Чем больше человек себя «накручивает», тем больше его проблема даёт о себе знать. Таким образом, нужно концентрироваться на своих целях, а не на трудностях.

Преподаватель русского языка и литературы, о которой шла речь в начале статьи, никогда не задумывалась о феномене эмоционального выгорания. Она что-то слышала о жизненных кризисах, однако склонялась к тому, что в её бедах виноваты окружающие. Именно из-за отсутствия осознанности Елена Васильевна теряла душевное спокойствие и всё глубже погружалась в депрессивное состояние. Ей помогла подруга, которая работала в одном из центров реабилитации для женщин. Она посоветовала ей хорошего психолога-консультанта. Ей понадобилось полгода, чтобы вновь почувствовать вкус к жизни. Зато сейчас она переехала в другой город, нашла другую работу и научилась "слышать" себя и свои истинные потребности.
Однако совсем не обязательно обращаться к специалисту для того, чтобы улучшить своё внутреннее состояние. Нужно лишь научиться слушать себя... Мне хотелось бы каждому, кто читает эту статью, пожелать ОСОЗНАННОСТИ. Вселенная обязательно пошлёт вам необходимые ресурсы, а ваша задача замечать изменения в своём эмоциональном состоянии, ежедневно брать уроки у Жизни и обмениваться опытом с другими. Успехов в профессиональной деятельности!












1 комментарий: