вторник, 24 февраля 2015 г.

Конфликты детей и взрослых - взгляд через увеличительное стекло.

Конфликты бывают у каждого из нас. В то время, как общество занимается усовершенствованием системы контроля над людьми, предъявляет всё больше требований к каждому человеку, растёт общее эмоциональное напряжение. Это проявляется в виде раздражённого тона в голосе, хмурого выражения лица у наших знакомых, коллег или членов семьи. Пессимистичное настроение и психическая усталость могут стать предпосылками столкновения противоречий людей и привести к негативным последствиям для всех участников конфликта.
Скорость разрешения той или иной конфликтной ситуации зависит от тех способов поведения, которую выберут стороны. Чаще всего они склонны выбирать привычную модель действий, которая не всегда является эффективной. Основатели нейролингвистического программирования Р.Бэндлер и Дж. Гриндер призывают к тому, чтобы помнить о контексте ситуации. А это может означать только то, что одна и та же модель поведения в конфликте с разными людьми и в разных обстоятельствах не приведёт к одному и тому же результату. Таким образом, теоретические знания об основах конфликтологии не являются гарантом успешной коммуникации. Можно прочитать множество книг и научных статей в попытках найти ключ к пониманию разногласий, однако так и не приблизиться к тому, чтобы предотвращать конфликты или быстро разрешать возникающие противоречия. Однако это так заманчиво думать о том, что всё это возможно. К сожалению, пока ещё не изобрели волшебную палочку, которая за мгновение поправит любую ссору. Единственный способ продвинуться в этом вопросе - это расширять границы своего сознания. 
Многие россияне размышляли о проблеме «Отцов и детей», которая остаётся актуальной со сменой поколений. И.С. Тургенев в своё время изложил свой взгляд на конфликты между поколениями. Разногласия приобретают другие оттенки в силу ускорения технологического прогресса и изменения информационной среды. Нашей главной задачей является не только поиск путей предотвращения конфликтов и войн, губительных для всего человечества, но и воспитание новой культуры коммуникации и сохранение общечеловеческих ценностей.
Для начала рассмотрим содержательную часть понятия конфликта. Что лежит в его основе?  В первую очередь разница в восприятии ситуации его сторонами. Приведу примеры из жизни подростков и их родителей.
         Пример №1. Мать очень разозлилась, когда узнала о том, что сын притворился больным для того, чтобы избежать контрольной работы по математике в школе. Для этого он поставил градусник коту. Естественно термометр показал завышенную температуру. 
       Давайте вместе с вами проанализируем. Для сына это как? Это хорошо. Он нашёл способ не пойти в школу и не получил двойку по контрольной работе. А для матери? Для неё это сигнал о том, что она неправильно воспитывает своего ребёнка, что он сказал ей неправду и поступил безответственно.
         Пример №2. Мальчик всегда мечтал о карьере на телевидении,  хочет после школы пойти учиться на факультет журналистики, а родители категорически против этого и советуют ему поступать на факультет управления.
            Родители в данной ситуации думают о том, насколько опасна профессия журналиста. С точки зрения сына, эта сфера деятельности, в которой он смог бы достичь успеха и почувствовать себя по-настоящему счастливым.
            В подобных ситуациях самое главное – это попробовать понять истинные мотивы поведения сына или дочери, осознать, что другая точка зрения имеет право на существование.
            Другой значимой причиной возникновения конфликтов может быть недопонимание. Все мы общаемся при помощи слов, однако каждый человек вкладывает свой особый смысл в ту или иную фразу. Кроме того, в процессе коммуникации та или иная часть важной информации может быть утеряна или недосказана, что впоследствии повлияет на восприятие услышанного собеседником.
Пример №3. Сын ушёл вечером на прогулку, сказав матери «Я скоро вернусь и помогу тебе с уборкой дома». Он пришёл в 23.00 и дома был конфликт. Мать обвиняла его в безответственности и равнодушии.
            Если хорошо подумать, то сын не обещал ей прийти в какое-то конкретное время. Для него слово «скоро» означало вернуться домой до 00.00. А для матери возможно это значило «через час».
                Таким образом, мы не можем быть уверены в однозначности сказанного человеком. Для уточнения сообщений в процессе коммуникации специалисты по нейролингвистическому программированию предлагают мета-модель. Это технология, которая предназначена для того, чтобы находить ошибки, неточности в ходе общения, а также прояснять недосказанность. Например, если вы – классный руководитель, а подросток вам жалуется и бросает фразу: «Все учителя меня не любят». Вы задаёте ему уточняющие вопросы: «Как именно тебя не любят?», «Все все учителя тебя не любят? И даже Мария Петровна, преподаватель по ИЗО?  И даже Андрей Сергеевич, который всегда хвалит тебя по истории?» Задумавшись над этими вопросами ребёнок понимает, что эта фраза теряет свой смысл. Или допустим сын говорит родителям: «Я хочу уважения по отношению к себе!» Нужно уточнить у него: «Как бы ты хотел, чтобы тебя уважали?», «Где именно ты хочешь уважения? С какими людьми?»  Дочь, пришедшая со школы, заявляет: «Я не смогу подготовиться к контрольной по математике!»  Как вы думаете, что ей может сказать отец? Родитель может задать простой вопрос: «А что будет, если ты всё-таки подготовишься к контрольной?» В зависимости от контекста ситуации вы сами выбираете подходящие вопросы для уточнения информации. Это поможет вам предотвратить конфликты или сделать их конструктивными, что значительно облегчит взаимопонимание.
            Особую роль в профилактике конфликтности в школе является развитие у детей  самосознания. Целесообразно учить подростков отслеживать своё эмоциональное состояние, возможно просить их фиксировать настроение в блокноте при помощи каких-либо условных обозначений. Один подросток, который находился на индивидуально-психологическом сопровождении, наблюдал за собой в течении двух месяцев и пришёл к выводу, что чаще всего у него случаются конфликты по понедельникам, так как в это время он с трудом втягивается в учёбу после выходных и его эмоциональный фон снижен. Педагог-психолог помог ему достичь стабилизации своего настроения с помощью ресурсных занятий по понедельникам. Разумеется некоторым людям будет поначалу непросто привыкнуть наблюдать за своим настроением, однако это даёт свои результаты.
            Мы не стремимся к тому, чтобы создать идеальное общество, где не будет конфликтов, споров и разногласий. При этом мы можем научиться эффективно общаться с окружающими, достигать своих целей мирным путём, развить свою толерантность и передать этот опыт своим детям. Ведь именно за ними будущее всего человечества…

                                                                                      /Продолжение следует.../

Комментариев нет:

Отправить комментарий